Наше поведение и реакции на различные стимулы формируются в процессе научения. Теория научения описывает механизмы, через которые мы приобретаем новые поведенческие паттерны и изменяем старые. В этой статье мы рассмотрим основные концепции и принципы, предложенные этой теорией, включая классическое и оперантное обусловливание, а также социальное научение и научение через моделирование.
Основные типы научения
1. Габитуация – самый простой вид научения, заключающийся в привыкании к стимулу, который сначала воспринимается как новый, но со временем становится обыденным и не вызывает реакции.
2. Классическое обусловливание – процесс, при котором нейтральный стимул связывается с безусловным стимулом, вызывающим естественную реакцию. В результате такой ассоциации нейтральный стимул начинает вызывать ту же реакцию.
3. Оперантное обусловливание – научение, при котором поведение изменяется в зависимости от его последствий. Если поведение подкрепляется положительными последствиями, оно будет повторяться, если же оно приводит к негативным последствиям, оно будет ослабляться.
4. Комплексное научение – включает создание когнитивных карт окружающей среды и применение различных стратегий для решения проблем.
Классическое обусловливание
Этот тип научения был впервые продемонстрирован Иваном Павловым в его знаменитых экспериментах с собаками. Павлов показал, что если кормление собаки всегда сопровождается звуком колокольчика, то вскоре собака начнет выделять слюну при одном только звуке колокольчика, даже если пища не представлена.
Примеры классического обусловливания можно найти во многих аспектах нашей жизни. Например, если ребенок всегда плачет в присутствии врача, со временем просто вид белого халата может вызвать у него тревогу.
Оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание связано с идеей “закона эффекта”, согласно которому поведение, ведущее к положительным последствиям, будет повторяться, а поведение, ведущее к негативным последствиям, будет ослабляться. Этот тип научения широко используется в воспитании детей, дрессировке животных и когнитивно-поведенческой психотерапии.
Например, если ребенок получает конфету за хорошее поведение, он будет стремиться повторять это поведение в будущем. С другой стороны, если за плохое поведение следует наказание, ребенок будет стараться избегать подобных действий.
Комплексное научение
Комплексное научение включает в себя более сложные процессы, такие как создание когнитивных карт (ментальных схем) окружающей среды и использование логических стратегий для решения проблем. Этот тип научения характерен для высших животных и человека.
Теория социального научения и научение через моделирование
Альберт Бандура, основатель теории социального научения, предложил идею, что люди могут научиться новому поведению, наблюдая за другими и имитируя их действия. Этот процесс известен как научение через моделирование.
Согласно Бандуре, научение через моделирование включает несколько ключевых компонентов:
1. Внимание – мы должны обратить внимание на модель, чтобы наблюдать и запоминать её поведение.
2. Запоминание – мы должны сохранить в памяти наблюдаемое поведение.
3. Моторное воспроизведение – мы должны быть способны воспроизвести наблюдаемое поведение.
4. Мотивация – у нас должна быть мотивация для реализации изученного поведения.
Таким образом, научение через моделирование позволяет нам приобретать новые навыки и изменять своё поведение, наблюдая за другими людьми и имитируя их действия.
Теория научения предоставляет глубокое понимание того, как наше поведение формируется и изменяется под воздействием различных стимулов и их последствий. Она предлагает практические методы для воспитания детей, обучения животных и лечения психологических расстройств. Понимание принципов научения позволяет нам более эффективно управлять своим поведением и помогать другим в достижении личных и профессиональных целей.