Почему психологи не дают советов?

Почему психологи не дают советов О терапии

По мере того как развивается психологическая культура и просвещение населения, все более понятной и простой становится и профессия психолога и психотерапевта. Все меньше стигматизируются обращения к специалистам этой области: забота о личном ментальном здоровье становится нормальной и естественной потребностью каждого. Но несмотря на все это, записываясь на консультацию, большинство людей все же ожидают от терапевта не просто помощи и содействия в разрешении сложной жизненной ситуации, а фактически, пошаговой инструкции, в которой будут максимально четко прописаны как действия со стороны самого человека, так и их ожидаемый результат.

Тем не менее, классическая школа психологии уже давно дала четкий ответ на вопрос, имеет ли психолог право давать советы клиенту. И, более того, считает подобное поведение не просто красным флагом, который должен насторожить клиента, а первым признаком профдеформации и профнепригодности.

Почему психолог не может давать советы своему клиенту?

Существует несколько основных причин:

  1. Прежде всего, нужно отметить, что в психологии в принципе не существует «правильных» и «неправильных» советов. В процессе работы с клиентом психолог занимает позицию не мудреца, который будет по определению владеть ключами к решению любой проблемы, а проводника, который поможет человеку отыскать в самом себе ресурс для разрешения ситуации, какой бы сложной и противоречивой она ни казалась.
  2. Поведение человека, его взаимодействие с другими людьми, а также его внутриличностная сфера, – это области, в которых невозможно предсказать развитие событий и спрогнозировать их даже с высокой долей вероятности. Именно поэтому стратегия поведения должна быть тщательно продумана и основана на личной базе самого клиента, но никак не посторонних лиц.
  3. Любой совет, основанный на личном опыте психолога, является проявлением крайне нежелательного для психотерапии эффекта переноса – задействовании и вовлечении в нее субъективного восприятия, которое непременно исказит взаимодействия клиента и специалиста.
  4. Предоставляя клиенту готовый совет, психолог автоматически берет на себя ответственность за него и за его будущее, в то время как работа со специалистом преследует диаметрально противоположную цель – научить человека самостоятельно принимать решения, обдумывать плюсы и минусы каждого шага, принимать последствия и учиться жить с ними.
  5. Клиент психолога является не объектом воздействия, а равноправным участником терапии, который в процессе работы со специалистом должен научиться вникать в свои проблемы самостоятельно, быть чутким и внимательным к себе, доверять своему выбору.
  6. Регулярные советы формируют зависимость человека от лица, которое обеспечивает его ими, притом, что профессионализм психотерапевта заключается в том, чтобы привить обратившемуся способность самостоятельной работы над собой и мышлением без участия третьих лиц.
  7. И главное: советы, которые будут преподнесены клиенту в виде готовой пошаговой инструкции, возможно, сэкономят время и специалиста, и обратившегося к нему человека, однако они не решат главной задачи когнитивно-поведенческой терапии. Они лишат человека возможности как следует «прокачать» свое мышление, избавиться от когнитивных искажений и ловушек, ошибок восприятия и всего того, что формирует в сознании деструктивные установки, которые впоследствии станут стимулом для выбора таких даже деструктивных поведенческих стратегий.

Только активное вовлечение клиента в процесс терапии, его осознанная активность и готовность к работе над собой может принести стойкий долговременный результат.

Столкнулись с трудностями?
Напишите мне о своей
проблеме и я запишу вас
на консультацию!
Оцените статью
Психолог Любовь Елизарова