Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это психическое расстройство, характеризующееся нестабильностью в межличностных отношениях, самовосприятии, эмоциях и поведении.
Это как шторм внутри человека. Эмоции бушуют, вздымаются волнами, они то топят в гневе, то уносят в пучину отчаяния. Это не просто “плохой характер”, это глубокая рана, зажившая шрамами, которые кровоточат снова и снова. Я вижу их, этих людей, борющихся с собой и с миром. В их глазах – страх, в их словах – отчаянная потребность в любви, принятии и безопасности.
Жизнь человека с ПРЛ похожа на калейдоскоп, где яркие моменты сменяются черными провалами. Они то смеются от души, то рыдают в голос, то бросаются в объятия, то отталкивают. В их глазах можно увидеть боль и беспомощность. Порой они не могут понять, почему им так тяжело, почему они не могут контролировать свои эмоции.
Симптомы ПРЛ
ПРЛ – это глубокое расстройство, которое затрагивает все сферы жизни человека. Оно проявляется в бурных, непредсказуемых эмоциях, нестабильных отношениях, ощущении пустоты и страхе быть оставленным. ПРЛ – это как буря внутри человека, которая мешает ему жить спокойно и счастливо. Чтобы лучше понять это расстройство, давайте рассмотрим его основные симптомы.
- Нестабильность отношений. Люди с ПРЛ часто имеют нестабильные отношения, которые могут очень быстро переходить от идеализации до обесценивания партнера.
- Страх отвержения. Боязнь быть отвергнутыми, в связи с чем они делают все возможное, чтобы избежать этого.
- Нестабильность самовосприятия. Трудности с определением своей идентичности, целей и ценностей.
- Нестабильность эмоций. Резкие и интенсивные смены настроения, которые могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.
- Импульсивное поведение. Склонность к импульсивным действиям, таким как самоповреждение, беспорядочный секс, злоупотребление алкоголем или наркотиками, затратный шоппинг.
- Чувство пустоты. Они часто чувствуют себя пустыми и не счастливыми.
- Гнев. Склонность к раздражительности и вспышкам гнева.
- Параноидные мысли. У человека могут присутствовать параноидные мысли и ощущение преследования.
- Диссоциативные симптомы. Человек с ПРЛ может испытывать диссоциативные симптомы, такие как отчуждение от себя или окружающего мира.
Причины ПРЛ
К ПРЛ чаще всего приводит комплекс факторов, а не один из них. Это генетические факторы, так как некоторые особенности характера передаются нам по наследству, а также травматический опыт в детстве, например, физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, может увеличить риск развития ПРЛ.
Детский опыт:
- Нестабильность и хаос. Дети, которые росли в семьях с частыми ссорами, разводами, алкоголизмом или жестоким обращением, часто переживали нестабильность значимых взрослых, оставление могут быть подвержены развитию схемы Покинутость / Нестабильность.
- Если ребёнку не хватало любви, тепла, эмоциональной поддержки, могла развиться схема Эмоциональной депривации.
- У детей, которые столкнулись с насилием, обманом или жестоким поведением значимых близких или социума может развиться схема Недоверия / Ожидание жестокого обращения.
- Дети, которые часто сталкивались с критикой, отрицанием и унижением, могут развивать схему Дефективность/Стыд.
С точки зрения схема-терапии, основной фактор развития ПРЛ и схем, связанных с расстройством – это системное неудовлетворение базовых эмоциональных потребностей в детском и подростковом возрасте. У большинства людей с ПРЛ не удовлетворялись бОльшая часть их потребностей, что привело к развитию большого количества ранних дезадаптивных схем.
Основные неудовлетворенные потребности при ПРЛ с точки зрения схема-терапии это:
- Потребность в безопасности и стабильности.
- Потребность в надёжной привязанности и любви.
- Потребность в самостоятельности и здоровой автономии.
- Потребность в личных границах и самоконтроле.
Это только некоторые из возможных причин ПРЛ. Каждый случай уникален и требует индивидуального подхода.
Лечение ПРЛ
Важно отметить, что лечением ПРЛ занимаются врач-психотерапевт или психиатр совместно с клиническими психологами, КПТ, ДБТ или схема-терапевтами. Только врач может поставить диагноз и рекомендовать лечение. Психиатры, работающие с пограничным расстройством личности (ПРЛ), делают акцент на биологических и клинических аспектах, а также на необходимости комплексного подхода к лечению. Психологи и психотерапевты занимаются психологической коррекцией и развитием необходимых навыков совладания.
Вот ключевые моменты, на которые они обращают внимание:
- ПРЛ – это реальное психическое расстройство. Психиатры подчеркивают, что ПРЛ – это не просто “каприз” или “плохой характер”, а серьезное психическое расстройство, которое требует специфического подхода к лечению.
- Биологические факторы: психиатры считают, что генетические факторы играют определенную роль в развитии ПРЛ. Также они уделяют внимание нарушениям в работе мозга, которые могут способствовать проявлению симптомов ПРЛ.
- Диагностика и лечение: психиатры являются специалистами по диагностике и лечению психических расстройств. Они проводят оценку пациентов с ПРЛ, используя специальные тесты и опросники, чтобы установить диагноз и разработать план лечения. Психотерапией людей с ПРЛ занимаются КПТ, ДБТ и схема-терапевты, а также психотерапевты.
- Комплексный подход: психиатры отмечают важность комплексного подхода к лечению ПРЛ, который может включать в себя психотерапию, медикаментозное лечение и социальную поддержку.
- Медикаментозное лечение: врачи-психотерапевты или психиатры могут назначать медикаменты для управления симптомами ПРЛ, такими как тревога, депрессия, импульсивность и агрессия. Однако медикаменты не излечивают ПРЛ, а лишь помогают справиться с его симптомами.
- Психотерапия как ключ к изменениям: врачи отмечают, что психотерапия – это основной метод лечения ПРЛ, который может помочь клиентам осознать свои эмоции и поведение, развить навыки управления эмоциями, построить более здоровые отношения и улучшить качество жизни.
- Схематерапия как перспективный подход: также обращают внимание на перспективность схематерапии в лечении ПРЛ. Схематерапия фокусируется на изменении глубоко укоренившихся негативных схем, которые могут привести к развитию ПРЛ.
- Роль семьи и окружения. Специалисты подчеркивают, что поддержка семьи и друзей очень важна для успешного лечения ПРЛ. Они могут помочь клиентам с ПРЛ чувствовать себя более уверенными в себе и стабильными.
- ПРЛ – это не приговор. Психиатры утверждают, что ПРЛ не является не излечимым расстройством. С правильным подходом и помощью специалистов клиенты с ПРЛ могут управлять своими симптомами и улучшить качество своей жизни.
Итак:
- Психотерапия – основной метод лечения ПРЛ. Она может помочь клиентам осознать свои эмоции и поведение, развить навыки управления эмоциями и построить более здоровые отношения.
- Медикаментозное лечение: медикаменты могут быть использованы для управления симптомами ПРЛ, такими как тревога, депрессия и импульсивное поведение.
Как схематерапия помогает при ПРЛ
- Идентификация схем: схематерапия помогает клиентам осознать схемы, которые лежат в основе их ПРЛ. Это могут быть схемы Покинутости/Нестабильности, Недоверие/Ожидание жестокого обращения, Дефективности/Стыда, Недостаточность самоконтроля.
- Переосмысление схем: схематерапия помогает клиентам пересмотреть и изменить негативные убеждения, связанные с схемой.
- Развитие навыков самопомощи: она обучает клиентов техникам релаксации, управления стрессом и эмоциями, чтобы справиться с ситуациями, которые могут провоцировать эпизоды ПРЛ.
- Улучшение отношений: метод может помочь клиенту улучшить отношения с близкими людьми, что важно для поддержки в лечении ПРЛ.
Важно отметить:
- Схематерапия не является панацеей от ПРЛ. Она может быть использована как метод в комплексном лечении.
- Схематерапия требует времени и усилий. Важно быть терпеливым и сохранять мотивацию.
- Схематерапия должна проводиться квалифицированным специалистом, имеющим опыт работы с ПРЛ.
Если вы страдаете от ПРЛ, обратитесь к врачу или психотерапевту, чтобы обсудить возможности и выбрать подходящий метод терапии. Я знаю, что жить с ПРЛ очень тяжело. Но я также знаю, что есть надежда. С помощью терапии можно научиться управлять своими эмоциями, построить здоровые отношения с самим собой и с окружающим миром.